
29 января 2025 года состоялось областное родительское собрание «Нестандартный ребёнок или как воспитать в себе родителей» (в режиме онлайн).
Организаторы: Региональный модельный центр дополнительного образования детей Оренбургской области (РМЦ), ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» при поддержке министерства образования Оренбургской области и ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет».
В мероприятии приняли участие: родители, председатели муниципальных комитетов родительской общественности, заместители руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, специалисты органов управления образования, курирующие вопросы воспитания из 42 территорий Оренбургской области.
В ходе родительского собрания были освещены актуальные вопросы воспитания подрастающего поколения, проведены профилактические беседы с родителями на противопожарную тематику и профилактику употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
В Оренбургской области в 2024 году от наезда подвижного состава и поражения электротоком травмировано 10 человек, из них 8 – смертельно. Особую тревогу вызывают случаи травмирования несовершеннолетних.
Расследования транспортных происшествий показывают, что основной причиной травмирования является незнание и, как следствие, грубое нарушение самими пострадавшими правил личной безопасности при нахождении на объектах инфраструктуры железной дороги.
На Южно-Уральской железной дороге с октября 2022 года реализуется информационно-просветительский проект «Поезд знаний». С целью распространения актуальной информации о работе железной дороги в вопросах профилактики травмирования граждан на объектах инфраструктуры, повышения доступности образовательного контента для широкого круга обучающихся создан Телеграмм-канал «Поезд знаний».
Тему профилактики безопасного поведения несовершеннолетних на пожарах осветила начальник отделения ПДН МВД России на транспорте отделения «Орское», майор полиции Артемьева Галина Сергеевна.
Известно, что нестандартный ребёнок отличается от других, его характер не вписывается в общепринятые рамки, нарушено поведение.
Нестандартные дети выделяются среди других какими-то качествами и свойствами характера, темперамента или необычным поведением. Конечно, все дети разные, но большинство детей в обычной ситуации действуют примерно одинаково. Условно среди ста детей 50 будут обладать именно стандартной нормой повеления, среди остальных мы обнаружим: 10-15 – очень замкнутых детей, 5-6 – очень агрессивных, 10-15 – очень жестоких, 7-8 – плаксивых, 5-6 – жадных, упрямых или с другими негативными проявлениями.
Конечно, хорошо, что все дети разные, с одной стороны, но, с другой стороны, это приносит дополнительные хлопоты родителям, педагогам и окружающим…
А знаете ли вы какой ваш ребёнок? Насколько вы владеете информацией об особенностях его поведения?
Зачастую нестандартное поведение вашего ребёнка может быть обособлено употреблением определенных веществ. Психоактивные вещества, такие как алкоголь, наркотики и табак, обладают свойствами влиять на функционирование нервной системы и изменять психическое состояние ребенка.
К нестандартным относятся и дети с инвалидностью. Нестандартными также можно назвать способных, высокомотивированных талантливых и одарённых детей.
Беловолова Ксения Юрьевна, педагог-психолог «ГБУ «Центральная ПМПК Оренбургской области» осветила тему: «Я – родитель уникального ребёнка».
Об особенностях раннего выявления употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних рассказал Козлов Степан Сергеевич, врач психиатр-нарколог ДПО по обслуживанию детского населения Государственного автономного учреждения здравоохранения «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер».
В чём заключаются особенности организации учебно-исследовательской деятельности высокомотивированных учащихся в условиях дополнительного образования рассказала Попова Светлана Владимировна, магистр педагогики, методист, педагог дополнительного образования ОРиТ «Парадокс» МАУДО «ДТДиМ». Она представит материал из опыта работы творческого объединения «Истории связующая нить».
Александрова Екатерина Павловна, магистр педагогики, воспитатель учебного курса ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», раскрыла тему «Педагогическая поддержка развития детской одарённости в условиях кадетского училища».
И в заключение было предоставлено слово Кузнецовой Надежде Викторовне. Это детский поэт, прозаик, сценарист, президент Фонда поддержки и развития детской литературы «Надежда». Член Союза российских писателей. Почётный член творческого объединения детских авторов России Автор и руководитель Международного литературного проекта «Чтобы помнили», мама троих детей.
Надежда Викторовна представила свою новую книгу «Наука доброты».
Итак, что же делать, если у вас нестандартный ребёнок?
- Принимайте его таким, какой он есть.
Не старайтесь подвижного, юркого ребёнка сделать спокойным, покладистым и тихим. А застенчивого, робкого и тихого не заставляйте быть душой компании, заводилой и командиром. Постарайтесь понять вашего ребёнка. Заставляя его делать не свойственные его поведению вещи, не присущие его природе, вы тем самым можете только усилить «плохие» черты. Постарайтесь увидеть врождённые данные ребёнка – их не так просто переделать, если не сказать, что их вообще нельзя переделать, особенно свойства темперамента.
- Аккуратно корректируйте поведение ребёнка.
Именно поведение, а не личность и черты характера. Если ребёнок боится темноты, это не значит, что с этим страхом он будет жить всю жизнь. Постепенно приучайте его находиться в темноте (как описано в этой книге). Но ни в коем случае не форсируйте события, не заставляйте, не подталкивайте, не смейтесь, не подтрунивайте над ним и не позволяйте этого делать другим. Если у ребёнка плохая координация движений он неуклюж, то, конечно, сколько бы вы ни занимались, он не станет гимнастом, но он может быть хорошим спортсменом в других видах спорта, например в тяжелой атлетике. Заниматься гимнастикой и улучшать координацию движений вы с ним можете, это пойдёт ему на пользу. Гиперактивного ребёнка вы не сделаете тихим, но вы можете увлечь его спокойными, нешумными играми. Если вы будете терпеливы, каждый день увеличивая время таких игр хотя бы на минуту, то вы сможете воспитать у ребёнка такие черты, как терпеливость и усидчивость, что очень пригодится ему в последующей жизни.
- Забудьте о своих ожиданиях.
Если вы задумали сделать своего ребёнка отличным футболистом, а он вместо этого с увлечением разбирает игрушки на части, интересуясь механикой, и по своей натуре не очень подвижен, если, кроме того, у него нет таланта играть в футбол, то избавьтесь от своих надежд, забудьте о них.
Пусть ваш ребёнок занимается тем, что у него получается, что ему дал Бог, и не требуйте от него ничего другого. Не упрекайте и не критикуйте ребёнка за то, что он не унаследовал ничьих способностей: ни ваших, ни ваших родителей. Это ни от кого не зависит, у вас ребёнок такой, какой родился.
- Избавьтесь от штампов и ярлыков.
Помните пословицу: «Если сто раз скажешь человеку «свинья», то на сто первый раз он захрюкает»? Так же и с детьми. Если вы будете постоянно говорить: «Эх ты, тихоня» или «Плакса-вакса», – ребёнок таким и будет. Вы принимаете его именно в таком виде, вы как бы внутренне формируете стиль его поведения. Так же и с другими ярлыками и штампами. То, что «наклеивается» в детстве, остается на всю жизнь и в ответственный момент жизни часто оказывает сильное влияние. Ярлыки и штампы – это непреднамеренное формирование определенного типа поведения. Следите за своей речью, следите за своими словами и выражениями. Иногда люди просто не замечают, что и как они говорят.
- Обратите внимание на себя.
Часто у детей формируются те черты характера, которые свойственны родителям. Например, боязливый ребёнок «прививается» от родителей. Чтобы ребёнок был посмелее, необходимо и родителям быть посмелее, работать над собой. Показывайте пример такого поведения, которое вы бы хотели видеть у вашего ребёнка. Если вы боитесь грозы и прячетесь от неё подальше, то ваши дети будут вести себя аналогично. Если вы застенчивы и очень скромны, возможно, и ваши дети будут такими же застенчивыми и скромными. И, наоборот, у беспардонных и наглых родителей дети вырастут похожими на них.
- Воспитывайте ребёнка на позитиве и оптимизме.
Нестандартные дети особенно чувствительны к замечаниям, угрозам, выговорам и другим «страшилкам». Будьте разборчивы в методах воспитания, старайтесь использовать методы убеждения и объяснения. Нестандартные дети очень чувствительны к поощрениям. Замечайте хорошее у своего ребёнка и отмечайте, чаще хвалите его и поощряйте. Не бойтесь слишком большой любви к ребёнку.
- Помните: воспитание сильнее наследственности.
Если вы понимаете своего ребёнка и видите недостатки его темперамента, врождённые особенности, то с помощью воспитания их можно компенсировать или скрыть. А многие качества, необходимые для жизни в обществе, вообще не передаются по наследству. Такие качества можно воспитать, и они будут компенсировать все негативные врожденные свойства. Воспитать можно трудолюбие, сердечность, доброту, гуманизм, открытость, порядочность, терпимость, вежливость и т. д.
Координатор: Лупандина Елена Александровна, методист РМЦ, председатель областного родительского комитета (регионального штаба РОК), секретарь областного экспертного Совета.
Контакты: +7(3532) 43-50-85, rmc_oren@mail.ru.